Стекло в архитектуре XIX - XX вв.

Бурный рост городов и научно-техническая революция явились мощным стимулом для развития архитектуры XIX—XX в.

Внедрение в строительство металла и железобетона, обладающих огромными конструкционными возможностями, позволило принципиально изменить конструкцию зданий и сооружений.

На смену массивным каменным конструкциям пришли каркасные, в которых элементы здания дифференцированы на несущие и ограждающие, что привело к значительному снижению массы сооружений.

Но самым значительным следствием широкого использования металла и железобетона следует считать отказ от вековых канонов архитектуры (форм и геометрических размеров элементов зданий и т. д.) В эти же годы произошли коренные изменения в тех­нологии производства листового строительного стекла. Началась новая эра применения стекла как строительного материала, влия­ющего на архитектурный облик и конструктивные особенности об­щественных, производственных и жилых зданий.

Прогресс в области технологии производства стекла, позво­ливший архитекторам использовать крупноразмерные стекла для заполнения светопроемов, цветные стекла для отделки фасадов, способствовал тому, что стекло к началу нашего века прочно за­няло свое место среди основных строительных материалов.

Архитекторы стремятся раскрыть помещения навстречу солнцу, заменить глухие массивные наружные ограждения и внутренние перегородки легкими, а при необходимости и прозрачными ограж­дениями из стекла. Ленточные светопроемы и витражи, расчленен­ные тонкими элементами конструкций остекления, создают впечат­ление, что пространство, заключенное внутри помещения, как бы переходит во внешнее пространство и тем самым объединяется с ним.

При возведении зданий и сооружений, отличающихся необыч­ными архитектурными формами, стекло начинает выступать в сою­зе с такими новыми строительными материалами, как стальные профили и железобетон.

Во Франции из металла и стекла в 1829 — 1833 гг. был сооружен купол Палаты депутатов, в 1829—1930 гг. построена Орлеанская га­лерея (архит. Фонтэн), возведены Северный вокзал, здания рынков. В Англии строятся крупные вокзалы: в 1850 г — Кинг-Кросс (архит. Л. Кьюбитт), в 1854 г. — Паддингтонский (архит. Брюнель—младший), в 1860 г. — Сент-Панкрас. Выстроенное в 1851 г. на Лондонской вы­ставке по проекту Д. Пэкстона выставочное здание Кристалл-Палас из стекла и металла открывало новые пути в архитектуре того вре­мени. В этом здании стекло впервые явилось элементом конструк­ции наружных ограждений и определило архитектурный облик всего сооружения.

8

Появляются жилые дома, предвосхищающие архитектуру сов­ременных жилых зданий. Так, жилой дом, построенный О. Вагне­ром в начале XX в. в Вене, отличался равномерно расположенны­ми окнами с большими остекленными поверхностями, горизонталь­ными створками окон и легкими опорами.

Интенсивное развитие промышленности потребовало создания совершенно новых производственных зданий, возводимых из мо­нолитного железобетона в сочетании с большими поверхностями остекления на фасадах. Таковы здания фабрик, построенных П. Беренсом в 1909 г. в Берлине, И. Бринкманом в Роттердаме в 1929 г., и многие другие.

Архитектор В. Гропиус 

В 1911 г. архитектор В. Гропиус в Альфельде-на-Лейне строит фабрику «Фагус» — каркасное здание, в котором стены впервые освободились от функции несущего элемента и выполняли роль защиты внутренних помещений от внешних воздействий. Это было прямым результатом растущего преобладания прозрачной части объема над массивом, причем структурная роль стекла приобрета­ет всевозрастающее значение. Разделение конструкций на несу­щие и ограждающие позволило расширить выбор материалов для строительства. Стало возможным применить для ограждающих конструкций листовые материалы, изготовленные в заводских условиях. Листовое стекло заняло среди них одно из ведущих мест. Каркас из железобетона и металла позволил получить просторные, светлые интерьеры, ширина окна практически стала неограничен­ной, высота этажа — независимой от ширины проемов. Сочетание огромных остекленных плоскостей с несущим ажурным остовом создавало интересный художественный эффект. К этому времени уже стала очевидной утрата связи архитектуры с ее прежней конструктивной основой. Необходимо было создать архитектуру;, основанную на новых материалах и конструкциях.

архитектор В. Гропиус

 Архитектор Мис ван дер Роэ

В 1919 г. тогда еще молодой архитектор Мис ван дер Роэ про­возгласил: «Проблема, стоящая перед нами, заключается... в ре­волюционных преобразованиях самой сущности строительной ин­дустрии. Все элементы здания будут создаваться в заводских усло­виях: работа на строительной площадке ограничится монтажом... Тогда-то новая архитектура и вступит в свои права».

архитектор Мис ван дер Роэ

Новая конструктивная основа — каркасное здание — позволяла осущест­вить это. Свои новаторские идеи Мис ван дер Роэ вложил в серии проектов, которые, несмотря на то что не были воплощены в жизнь, оказали огромное влияние на развитие современной архи­тектуры. Два из них создали новый образ в архитектуре — высот­ное каркасное здание с ограждениями из стекла. Первый проект — небоскреб в Берлине (1919 г.) имел план в виде трехчастного- кленового листа, три башни которого соединялись центральным транспортным ядром. Второй проект — небоскреб с планом, по­добным формам живой клетки (1921 г.). Это была одна из первых попыток исследовать архитектурно-строительные свойства ограж­дений из стекла.

купол Палаты депутатов

купол Палаты депутатов

Пластику здания со стеклянными ограждениями невозможно выявить с помощью светотени — приема, характерного для архи­тектуры прошлого. Используя рефлектирующие свойства стекла. Мис ван дер Роэ превратил плоские фасады небоскребов в гигантские зеркала, отражающие окружающий пейзаж. Таким образом, архи­тектура получила новое выразительное средство, которое по своим изобразительным возможностям сродни живописи. В последующем архитекторы широко используют это новое свойство современных зданий.

 В 1922 г. Мис ван дер Роэ выполняет проект административно­го здания в железобетоне — пример решения архитектуры желе­зобетонного каркаса с заполнением из стекла. Глухие участки на­весного стенового ограждения были выдвинуты далеко вперед по отношению к ленточному остеклению. Благодаря такому приему здание из железобетона воспринималось легким. В этом проекте, как и в двух предыдущих, было осуществлено разделение несущего каркаса и ограждения, ставшее впоследствии одним из основных принципов современной архитектуры.
Эта концепция наиболее полно выражена в комплексе зданий Баухауз (Дессау), спроектированном В. Гропиусом в 1926 г. Здесь окна предстали в новом качестве — в виде сплошного светопрозрачного ограждения, ограниченного узкими непрозрачными участками только в верхней и нижней частях здания. Стены крепятся к несущему каркасу консольно, с наружной стороны.
Прозрачность ограждений дает возможность одновременно видеть интерьер и экстерьер. В таком здании происходит как бы взаимное проникновение внутреннего и наружного пространств.

7

В последующем, Гропиус в проектах частных домов, вилл, административных зданий совершенствовал принципы архитектуры, широко использующей стекло и металл.

 Значительным вкладом в создание новой архитектуры был павильон Германии на Международной выставке в Барселоне, созданный Мис ван дер Роэ в 1929 г. Павильон был поставлен на монументальный цоколь с двумя бассейнами, облицованными черным стеклом. Плита покрытия опиралась на асимметрично расположенные, отдельно стоящие отрезки стен и два ряда крестообразных хромированных стоек. Перегородки из прозрачного, серого и бутылочного цвета стекла, и две плоскости из трапленого стекла с внутренним подсветом образовали светящуюся стену. Свободный план, исключающий замкнутые помещения, и применение стекла создают эффект беспрерывного течения пространства через интерьер. В любой точке интерьера воспринимается все сооружение в целом. Барселонский павильон явился реальным воплощением конструктивной архитектуры. Принципами адекватности конструкций и архитектуры руководствовалось не одно поколение архитекторов.

9

Архитектор Ле Корбюзье 

Для широкого применения стекла в архитектуре особенно много в практическом и теоретическом плане сделал Ле Корбюзье. В своих известных «пяти тезисах», посвященных, в частности, сво­бодному оформлению фасада, он подчеркивает, что фасад теряет несущие свойства и окна могут тянуться на любую длину без пря­мой зависимости от внутреннего членения здания. Окна становятся ленточными. Исчезают простенки и оконные коробки, и помещение освещается равномерно и значительно интенсивнее, чем при обыч­ных окнах.

архитектор Ле КорбюзьеСчитал, что двери и окна в основном определя­ют архитектуру здания. «История архитектуры — это история борь­бы за свет, борьбы за окна»; «Вся история архитектуры вращается исключительно вокруг стенных отверстий» — писал он в своих работах. Поэтому окно для него является одним из важнейших элементов. Чаще всего его дома имели окна, протянутые вдоль всего фасада, от одного конца до другого. Ле Корбюзье считал стекло идеальным материалом для наружных ограждений. Он представлял себе эстетику новых городов в сочетании кварталов города-сада и открытого, далеко уходящего неба. Мысленно при­ближаясь к такому городу будущего, он видел как «смягченные лазурью встают отдаленные небоскребы с их стенами — геомет­рическими плоскостями, сплошь из стекла. В стеклах, покрываю­щих их фасад сверху до низу, сияет лазурь, играет небо. Ослепи­тельное сверкание. Огромные, но лучезарные призмы».

 Важнейшим элементом нового строительного искусства счи­тал окно и А. Люрса. Он писал: «Окно является одним из карди­нальных элементов дома. Закрытое или раскрытое, оно одинаково служит проникновению в жилище света и солнечных лучей. В нем как бы воплощаются источник жизни дома и связь между внутренним и наружным пространством». Говоря о композиционных и конструктивных особенностях зданий с большими поверхностями остекления, он отмечал, что «стекло, вделанное в. открытую поверхность стены, будучи укреплено лишь балками и стойками конструкции, может заменить настоящую стену; пространство, заключенное внутри помещения, получает как бы продолжение наружу, переходит во внешнее пространство и тем самым увеличивает собственные размеры».

 Широкое применение стекла в архитектуре

В 30-е годы широкое признание завоевывает прием, когда в зданиях используются большие ленточные светопроемы со сплошными ограждениями из стекла. Стеклянные поверхности являются в этих зданиях основным архитектурным мотивом.

После осуществления ряда удачных проектов, где остекление занимало значительную площадь ограждений, появляются здания со сплошными стеклянными ограждениями. Наряду с прозрачным бесцветным стеклом используют цветное, а также стекло с цвет-
ными непрозрачными покрытиями, в том числе эмалированное. Конструктивной основой таких зданий был каркас с навесными ограждениями.

Зданиям со стеклянными ограждениями был при­сущ некоторый типичный облик, характерными элементами кото­рого являлись скругленные углы.

Дальнейшее развитие конструкций зданий с навесными ограж­дениями существенно изменило характер их архитектуры. Появля­ются здания с кристаллически четкими объемами, в которых выяв­лена каркасная структура. Технические приемы предстают здесь как средства эстетической выразительности.

стекло в архитектуре

2018-01-17

ООО "Оргалит"

Торговый знак Интергласс,
юр. Адрес: пр. Пушкина 52,оф 1

E-mail: info@interglass.by
+375 (29) 834-65-65
+375 (44) 744-65-64
+375 (17) 216-96-56
iKIT.by - делаем сайты Производство изделий из стекла под заказ
Copyright © 2016-2019 - INTERGLASS ООО "Оргалит"
Наш рейтинг: 5.0 (голосов:  10)  stars  stars  stars  stars  stars 
на основе отзывов в Google