От мозаики до витражей: как использовали стекло в архитектуре прошлого

Самые древние направления архитектуры подразумевали использование стекла в декоре

Стеклом украшались керамические и каменные изделия, а также украшения, когда цветное стекло имитировало драгоценные камни. 

После того, как римляне в I в. до н.э. захватили Сирию и Египет, развитые центры стеклоделия, производство стекла быстро распространилось по всей территории Римской империи. Стеклянные изделия, хлынувшие в Рим с завоеванных территорий, получили высокий спрос, а приток рабов и материальных ресурсов способствовали небывалому расцвету ремесел, изобразительного искусства и, конечно, архитектуры.

Римские зодчие создавали великие произведения искусства, используя новые приемы и конструкции, пышно украшая интерьеры. Строились дворцы, храмы, театры, термы, акведуки, триумфальные арки. Стеклянными пластинками украшали стены, колонны, полы и потолки – так свидетельствовал Плиний.

По праву этот период можно считать датой рождения стекла как строительного материала.

Особенно широкое распространение получила мозаика

hercules mosaic morocco ancient floor

Наиболее ранние ее образцы найдены на территории Южной Месопотамии и относятся к IV тысячелетию до н. э. Сохранилась мозаика Красного храма в Уруке (Двуречье, III тысячелетие до н. э.), представляющая собой глиняную обмазку стен, инкрустированную цветными шляпками глиняных конусов. Одна из находок в Кносском дворце, относящаяся к раннему минойскому периоду, указывает на то, что мозаичные работы были известны во времена крито-микенской культуры.

В эпоху эллинизма мозаичное искусство достигло высокого уровня.

Хорошо известны мозаичные полы домов античных городов Олинфа, Делоса, Приены, Помпеи, замечательные галечные мозаики древнего города Пеллы. В мозаиках, украшавших храмы и дворцы, часто использовались драгоценные и полудрагоценные камни.

К этому периоду, который охватывает про-межуток с III в. до н. э. до I в. н. э., относят начало применения греками смальты и стеклянной мозаики.

Цветные стекла не только обогатили мозаику, но и придали этому древнему виду искусства новые художественные возможности.

Красота стекла сделала этот материал самым популярным для мозаики; камень остался только в мозаиках пола.

В этот период в Египте, входившем в состав монархии Птолемеев, под влиянием культуры и ремесел Греции в стекольных мастерских Александрии начали изготавливать мозаику. От стеклянных прутов различных цветов отрезали тонкие пластинки, которыми украшали посуду, а значительно позднее – стены и полы зданий.

Известны наиболее ранние из стеклянных мозаик, найденные в Нижнем Египте. Во времена Римской империи мозаикой повсеместно украшали бассейны фонтанов, стены терм и нимфеев, полы и стены дворцов и особняков.

С III – IV вв. начали широко использовать смальты, придававшие мозаике глубину цветов, звучность и мерцание тонов благодаря золотому подстилающему слою. В IV – V вв. создаются поразительные по декоративному богатству мозаики; примером могут служить мозаики в ротонде св. Георгия в Фессалониках.

Но особого расцвета мозаичное искусство достигло на территории Византийской империи в V – VI вв. 

В этот период создаются великолепные мозаики собора св. Софии и Большого дворца императоров в Константинополе, а также церквей г. Равенны на Севере Италии. Византийское влияние сказалось на характере равеннских мозаик – они имеют золотой фон. Мозаики на внутренней поверхности купола мавзолея Галлы Плацидии относятся к лучшим среди ранних равеннских мозаик.

С IX в. начали бурно развиваться местные школы мозаики. Искусство мозаики распространяется на новые территории.

Мозаика использовалась во внутреннем убранстве Софийского собора и Михайловского монастыря в Киеве в XI в. Полы, стены, колонны и своды Софийского собора были выложены мозаиками, которые долгое время считались утраченными. В конце XIX в. уцелевшие фрагменты были вновь открыты.

В Киевской Руси мозаика использовалась для украшения храмов в Новгороде, Переяслав-Хмельницком, Полоцке, Чернигове и др. Раскопки в Киеве в 1951 г. обнаружили мастерские по изготовлению смальты, мозаики, эмалей, стеклянных изделий, относящиеся ко второй половине XI в.

С XII в. бурно развивается венецианская школа мозаики.

mozaic st.mark sobor

В этот период создаются мозаики собора св. Марка (XIII – XIV вв.). Мозаика поднимается на высоту самостоятельного декоративного искусства.

История донесла до нас множество великолепных мозаичных произведений. В наши дни прекрасные мозаики украшают современные здания.

Среди других видов архитектурно-художественного стекла, служащих для облицовки и декорирования интерьеров, можно назвать применяемое издавна зеркальное стекло, листы цветного стекла, стеклянные элементы убранства интерьеров, появившиеся сравнительно недавно стеклянные плиты и др.

old mirrors

Первое зеркало появилось в Венеции в XIV в., а в XVII в. производство зеркального стекла стало массовым. Его широко и пользовали для декорирования интерьеров. В XVIII в. цветное и молочно-белое стекло использовалось при отделке помещений.

В конце XVII и начале XVIII вв. венецианская стекольная промышленность начала выпускать люстры из прозрачного стекла. Производство люстр, бра, торшеров из стекла и хрусталя особенно популярно стало во Франции и России. С начала XVIII в. спрос на такие изделия резко возрос. Архитекторы широко применяли стекло и хрусталь для убранства интерьеров. Выдающиеся русские архитекторы использовали стекло для решения самых различных декоративно-монументальных задач, особенно в эпоху классицизма.

В наши дни стекло широко используется для внутренней отделки зданий. Наряду с выполнением утилитарных функций такая отделка, как правило, обладает высокими декоративными качествами, позволяет сделать интерьер более выразительным.

Наиболее значительным направлением применения стекла в строительстве является использование стекла в конструкциях остекления

Остекление окон впервые применили римляне незадолго до новой эры. Освещение и вентиляция ранних римских домов осуществлялись через дверные проемы, открывающиеся в атриум. Однако уже во времена Римской Республики (VI в. до н. э. – 27 г. н. э.) окна широко применяются в жилых домах, дворцах, общественных зданиях. Появляется первое остекление.

Построенные в Помпеях «терры форума» (80 г. до н. э.) имели довольно большие остекленные окна. Остекление представляло собой толстое литое стекло с оплавленными краями в бронзовой раме.

terra foruma pompei

При возведении жилых домов все большее внимание уделялось связи внутреннего пространства с окружающей средой. Внутренние помещения раскрывались внешнему миру через галереи, окна, портики или широкие проемы во внутренние дворики с садом, фонтанами и скульптурами.

В континентальной Европе, Шотландии и Ирландии шло развитие окон из дверных проемов, когда тот использовался и для освещения, и для прохода. Позднее такое решение приняло вид веерообразного окна над дверью и полуостекленных дверей. Постепенно стекло заменяло в дверных проемах слюду, мрамор, пергамент, алебастр и прочие непрозрачные материалы. Распространение стеклоделия в странах Европы ускорило применение стекла в оконных проемах.

Однако стекло из мастерских Западной Европы по качеству было ниже египетского и древнеримского. Оно имело трещины, пузырьки и иные пороки; цветовая гамма его была ограничена, а ассортимент изделий был более чем скромный.

И только стекольное производство Византии, возникшее еще до римского господства в VI в. до н. э. и достигшее расцвета к IV в. н. э. при императоре Константине Великом, давшем стеклоделам большие привилегии, могло по качеству изделий и по мастерству ремесленников сравниваться с производствами Египта и Рима. Особенно славилось византийское цветное и золоченое стекло.

В 1688 г. во Франции, а позднее в Англии появился метод получения толстого стекла с помощью литья, которое затем шлифовали вручную. Это стекло использовалось для остекления окон и изготовления зеркал. Способ литья позволил изготовлять листы достаточно большого размера. Переплеты окон из дерева, камня, гипса, бронзы, стали приобретают современный вид. Складывается традиционный способ использования листового стекла – в виде остекления в рамах, заполняющих проемы в массивных стенах.

За 19-вековый период сменилось несколько архитектурных стилей, окна принимали разную  форму однако всегда оставались проемами в массивной несущей стене. При этом стеклу отводилось скромное место заполнения световых проемов и оно не играло доминирующей роли в формирован архитектурного облика фасада зданий.

Романская архитектура была основана на применении арок сводов. Ее характерные черты – массивные каменные стены с небольшими, редкими окнами в глубинах ниш, из-за чего освещения внутри помещений не хватало. Решить эту проблему был призван готический стиль, который сменил романскую архитектуру.

Ведущий тип здания в готической архитектуре – величественное сооружение, городской собор. Размеры соборов и богатство их отделки служили выражением могущества и богатства городов. С появлением стрельчатых арок и аркбутан размеры окон значительно увеличились, однако пролет окна определял высоту этажа. В соборах высота этажа могла быть значительной, но в гражданских зданиях окна оставались узкими и небольших размеров.

Особое место в архитектуре прошлого занимали декоративные витражи

st.sofia sobor visantia

Впервые цветные витражи появились в VI в. в Византии, украсив окна собора св.Софии.

Витраж представлял собой фрагменты цветного плоского стекла, вырезанные по определенному рисунку и соединенные вместе свинцовым профилем.

Стекло для витражей вырабатывалось вначале литьем, а после - методом выдувания. Листы имели толщину около 1 см, поверхность их была неровной и шероховатой, стекло было недостаточно прозрачным.

В Средние века ремесленник варил стекло в керамическом горшке, а затем изготовлял лист стекла с помощью литья или выдувания. Вероятно, художник присутствовал при варке стекла или выбирал стекло необходимых цветов из заранее заготовленного ремесленником. Рисунки и эскизы выполнялись углем на досках, а позднее на пергаменте. Резка стекла по рисунку осуществлялась так: стекло нагревали в нужном месте раскаленным металлическим прутом, а затем охлаждали водой, при этом образовывалась трещина. Развивая трещину в нужном направлении, получали стекла необходимых очертаний. Каждый кусок стекла окончательно подгоняли по рисунку с помощью инструмента, который являлся прообразом современного стеклореза.

В X в. витражи стали расписывать керамическими красками.

Фрагменты стекла временно скрепляли и прорисовывали основные элементы изображения и детали: лица, складки одежды, руки и т. п. Разрисованные куски стекла обжигали в печи при температуре ниже точки плавления стекла. Свинцовый Н-образный профиль выплавляли в витражной мастерской. Готовые куски витража собирали по рисунку. Стыки свинцового прутка соединяли пайкой с двух сторон. По периметру витраж обрамлял массивный свинцовый профиль, который крепился к стойкам в окне.

На протяжении VI – IX вв. техника изготовления витража распространилась в странах Европы. Трактаты Григория Турского и Фортуна свидетельствуют о том, что технология изготовления витражей в VI в. была хорошо известна в Галлии.

Особого расцвета витражное искусство достигло в XII в. на территории Франции.

Этот период совпал с возникновением в архитектуре готического стиля. Наиболее ранним называют витражи церкви аббатства Сен-Дени, относящиеся к началу XII в. Почти во всех крупных городах сооружаются храмы, которые украшаются витражами:

  • собор Парижской Богоматери в Париже (1163-1196 гг.),
  • собор в Лане (1180-1220 гг.),
  • церковь Сен-Реми в Реймсе (1170-1181 гг.),
  • собор в Шартре (около 1200 г.),
  • собор в Мане (середина XI – середина XIII вв.),
  • Амьенский собор (1218 г.),
  • собор в Пуатье (около 1215 г.),
  • собор в Анжере (вторая половина XII в.) и др.

Шартрский собор – единственный, в котором сохранились в целости почти все витражи.

По мере развития готического стиля окна в зданиях становились все больше, изображения же фигур в узких окнах все более вытягивались.

germany sobor

Одним из распространенных элементов украшения фасадов готических соборов становится круглое витражное окно, «роза». Однако увеличение размеров окон готических соборов не улучшало освещенность внутри, потому что к середине XIII в. витражи выполнялись из интенсивно окрашенных стекол, их рисунок был сложным и насыщенным.

К началу XIV в. появляется техника выполнения витражей «гризайль», при которой вся поверхность бесцветного стекла покрывалась легким монохромным сплошным узором, и уже по нему наносился более интенсивный и более рельефный узор.

Дальнейшее развитие готического стиля привело к увеличению размеров окон, при котором стены практически перестали существовать. Стеклянные плоскости соборов почти сплошь украшались витражами. Пример – Святая капелла в Париже, XIII в. 

В Германии живопись на стекле появилась в X в., к середине XI в. она получила широкое распространение.

К одним из ранних относятся витражи Аугсбургского собора, относящиеся к XI в. К XIV в. роспись стекол достигла своего расцвета. В этот период были созданы витражи в окнах Эрфуртского, Кельнского соборов, церкви Кенигсфельден в Ааргау и др.

Среди наиболее значительных образцов английских витражей следует назвать окна коллегии Мертона в Оксфорде, относящиеся к XIII в., окна Уэлльского, Йоркского соборов.

В XIV – XV вв. появились декоративные витражи с изображениями светского содержания, витражи все чаще употребляются в зданиях нерелигиозного назначения. Развивалась и обогащалась техника витража, увеличивалась палитра красок. В середине XVII в. витражное искусство пришло в упадок и возродилось только в начале XIX в.

В Средней Азии и странах Среднего Востока цветные стекла применялись в орнаменте в жилых постройках, дворцах и храмах с древнейших времен и до наших дней. Цветные витражи в орнаментальном обрамлении являлись органическим продолжением стенного декора.

 Витражи, выполненные древними зодчими Востока существенно отличаются от европейских. В них присутствуют в основном голубые и синие стекла насыщенных тонов с небольшими включениями красных стекол, что создает общую цветовую гамму интерьера в холодных тонах и в сочетании с росписью стен и потолка, выдержанной также в холодных голубых тонах, вызывает ощущение прохлады.

orient vitragh

Функции цветных витражей мнообразны

Прежде всего они, как и обычное остекление, пропускают свет, защищают от непогоды. Витражи, дополняя художественный образ сооружения, играют значительную роль в формировании интерьера и более того - являются средством эмоционального воздействия. Это их свойство издавна использовалось в культовых сооружениях для создания религиозно-мистического настроения.

В светских зданиях цветное остекление создавало ощущение прохлады или тепла, компенсируя таким образом недостатки внешней среды.

О том, как появилось стекло, читайте здесь.

Не пропустите: как использовалось стекло в архитектуре 19-20 века и какие трансформации ждут архитектурное стекло в ближайшем будущем.

2018-01-17

ООО "Оргалит"

Торговый знак Интергласс,
юр. Адрес: пр. Пушкина 52,оф 1

E-mail: info@interglass.by
+375 (29) 834-65-65
+375 (44) 744-65-64
+375 (17) 216-96-56
iKIT.by - делаем сайты Производство изделий из стекла под заказ
Copyright © 2016-2019 - INTERGLASS ООО "Оргалит"
Наш рейтинг: 5.0 (голосов:  10)  stars  stars  stars  stars  stars 
на основе отзывов в Google